Как сделать ребенка самостоятельным

Все мы хотим видеть своих детей самостоятельными и успешными, а потому изо всех сил пытаемся воспитать в них эту черту. А ведь для того, чтобы сделать ребенка самостоятельным нужно только одно – не лишать их этой самой самостоятельности.

Каждый родитель может вспомнить моменты, когда малыш на ваше предложение помочь что-то сделать отвечает: «Я САМ!». Но мы, как заботливые родители, не замечаем таких нюансов и все равно упорно помогаем и помогаем… Сначала это помощь в кормлении ложечкой, хотя даже совсем маленький ребенок может прекрасно справиться с ложкой самостоятельно. Да, он, возможно, несколько раз промахнется и немного разрисует едой столик и одежду, но зато сделает это САМ!

Затем начинается дошкольная подготовка и начальная школа. Почти все дети в возрасте двух – трех лет очень любознательны. Если не упустить драгоценное время и направить эту любознательность в правильное русло: играть с ним в развивающие игры, покупать кубики или веера с буквами, конструкторы и т.п., то ребенок самостоятельно старается удовлетворить свое стремление узнать и сделать что-то новое.

Ребенок может по-долгу сам собирать конструктор и пазлы, складывать из кубиков слова, если вы, конечно, "выкроили время" и выучили с малышом буквы. Чтобы сделать ребенка самостоятельным, стоит только объяснить своему чаду основные правила той или иной развивающей игры и не мешать ему!

Если обратить внимание ребенка еще до школы на несложные прописи и книжки, то он с удовольствием будет выводить новые для себя крючочки и палочки. И не нужно мешать и навязывать ему свою помощь, пусть делает это сам.

 

Не бойтесь давать ребенку небольшие задания по уборке квартиры (вытереть пыль, пропылесосить небольшой участок, собрать игрушки), и не ругайте если он сделал что-то не так. Хвалите его всегда за проявление самостоятельности и отмечайте как было бы вам тяжело сделать то или иное дело без него.

 

 Что бывает с НЕ самостоятельными

И вот вы уже ведете ребенка в первый класс. Но он ведь такой маленький, бедненький, он же никогда и ни за что не сможет самостоятельно сделать уроки! Пусть лучше дождется родителей с работы и вечером, с искусственным освещением и вашим непрерывным контролем и назиданиями, которые заканчиваются достаточно часто слезами и скандалами, наконец-то сделает эти злосчастные уроки. И это при том, что целый день он фактически «провалял дурака».

И так изо дня в день, такой распорядок входит в привычку, и уже достаточно взрослый ребенок сидит и ждет пока придут родители и все сделают вместе с ним или за него.

Другой сценарий

А ведь все могло пойти по иному сценарию. Стоило только дать возможность ребенку в самом начале попытаться сделать все самостоятельно. Придя домой со школы, он может немного отдохнуть, покушать, а затем, при хорошем дневном освещении, без дерганий и нервотрепки, сам сделать домашние задания. Тогда, вернувшись с работы, вы можете просто просмотреть и проверить его работу, возможно мягко указать на ошибки или просто похвалить за хорошо выполненное задание.

Плюсы

Во-первых, для здоровья малыша, в особенности для его зрения, гораздо полезнее делать уроки при дневном свете и без нарушающих психику истерик.

Во-вторых, вечером у вас будет больше времени для простого общения в кругу семьи и, ко всеобщему удовольствию, вечер пройдет без стрессов и криков, вы сможете заняться чем-то более приятным, чем вдалбливание ребенку, какой он бестолковый и ничего не умеющий.

И, наконец, самое главное, идет процесс развития той самой самостоятельности, о которой мы говорим. Ваша похвала за труд, который он вложил в выполнение обычного домашнего задания, стимулирует дальнейшее желание продолжить делать все самому с еще большим усердием. Делать ни как попало, а так, чтобы его похвалили, то есть хорошо и добросовестно.

А потом ребенок взрослеет, задания становятся все сложнее, но выработанная годами привычка приводит к тому, что ваш уже совсем не малыш не нуждается в контроле и нравоучениях.

Самостоятельный ребенок всегда, без напоминаний, не только сделает уроки, но и наведет порядок в своей комнате, помоет за собой посуду - просто так - по привычке делать все самостоятельно. Эта черта характера очень поможет в дальнейшем при учебе в ВУЗе и самостоятельной жизни в общежитии, где организованному ребенку достаточно просто справиться одновременно с учебным процессом и обустройством быта. Наконец, это неоценимая привычка при создании собственной семьи.

В противном же случае приходится наблюдать родителей, которые годами «нянчились» со своими чадами, и в итоге пожинают негативные плоды своей чрезмерной заботливости. Они имеют ребенка, который ни к чему не приспособлен, да и не желает ничего делать. А зачем ему пыхтеть, ведь рядом всегда сердобольные родители, которые приготовят, постирают, приберут, возможно почитают немного морали, но это не страшно, ведь он за долгие годы к ним просто привык.

Все мы хотим видеть своих детей самостоятельными и успешными, а потому изо всех сил пытаемся воспитать в них эту черту. А ведь нужно только одно – не лишать их этой самой самостоятельности! Так вы избежите серьезных ошибок в воспитании, последствия которых исправить будет сложно, если не невозможно.  

Здесь можно почитать о неуравновешенных детях.

***************************************** 

Было интересно?

Если Вы хотите дальше развивать свои знания в психологии, то

подписывайтесь на мою бесплатную рассылку!

В ней я буду специально для Вас собирать интересные приемы психологии, направленные на Ваш  успех.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ для себя всю мощь новых знаний!

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

 


рассказать друзьям и получить подарок
Поделись с друзьями информацией:
Мои контакты:

Похожие статьи на главной странице.

You can leave a response, or trackback from your own site.

Получи БЕСПЛАТНО мини-книгу и 

и Узнай

Как Легко и Быстро Наладить Отношения в Семье,

даже если сейчас тебе это кажется невозможным!

 

Для того, чтобы Бесплатно Получить Мини Книгу, объемом 26 страниц,

введите данные в форму ниже и нажмите кнопку

"Получить книгу!"

 
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
 

20 Comments to “Как сделать ребенка самостоятельным”

  1. Очень полезная статья. Но многие родители не понимают необходимости самостоятельности у их чада. И бывает забавно слышать от ОЧЕНЬ взрослых родителей, что их ребенка (20 — 25 лет) надо накормить, или позвонить узнать, выключил он там чего нибудь. И все в этом духе. Родители четко знают, чадо — несамостоятельное.

  2. Воспитание самостоятельности — залог успешности ребенка в дальнейшей жизни.

  3. Все правильно. Но иногда так жалко заставлять детей что-то делать — им еще предстоит пройти так много трудностей. Хотя лучше готовиться к ним с детства, только без излишнего нажима.

  4. Спасибо за полезную информацию! мне как отцу двоих детей, было приятно открыть для себя много нового!

  5. Совершенно справедливые и практичные советы.

  6. согласен надо воспитывать в ребенке самостоятельность в жизни ему потом легче будет да и нам родителям тоже.

  7. У нас это никак не получается, может после прочтения статьи наладится.

  8. Спасибо,полезная информация!

  9. Самостоятельность — это не проблема. Внуку четыре года. Учили быть самостоятельным и принимать решения. Сейчас пытаемся найти компромиссы между самостоятельностью и принятием решения ребенком и мнением родителей. Не во всех вопросах они совпадают

  10. Каждого ребенка нужно приучать к самостоятельности, а то потом он без родителей ни вправо, ни влево…

  11. Татьяна:

    Про самостоятельность я с Вами согласна полностью. А как быть если ребенок самостоятельно только смотрит телевизор? Уроки без напоминания, сам, не сядет делать ни при дневном свете ни при искусственном освещении. Что посоветуете?

    • Князева:

      Татьяна, то, как Вы описываете проблему больше похоже на НЕ несамостоятельность, а на НЕжелание делать уроки. Все эти проблемы конечно же зависят от возраста ребенка.
      По сути можно предположить, что нежелание:
      -может быть выражением одной из форм протеста Вам- родителям, в связи с каким-то конфликтом
      и (или)
      -связано с обстановкой в школе, влиянием одноклассников итд

      Попробуйте создать ему мотивацию для учебы. Для этого сначала сами подумайте и определите какие негативные последствия для ребенка могут возникнуть, если он не будет учиться. Все эти последствия перечислите на бумаге.
      Найдите способ показать их ребенку в реальной жизни, потому что не нотации произведут на него впечатление, а именно конкретные примеры (может есть какие-то знакомые).

      При этом не забывайте общаться с ним спокойно, как с равным, снисходительный тон он тоже скорее всего не воспримет всерьез.

      Если здесь замешан конфликт с вами — родителями, объясните ему, что смешивать нежелание учиться (он уже знает, что так хуже ему) с конфликтом не только неразумно, но и бесполезно.
      НО этот прием подействует, только если Вы поменяете СВОЕ внутреннее отношение к его «неделанью» уроков. Ребенок внутренне чувствует, что это ваше слабое место, некий крючок, за который можно подергать когда захочется. Перестаньте беспокоиться. Не давите.

      Также может быть еще одна причина его несамостоятельности — ребенок просто хочет больше времени проводить с Вами, ему нужно ваше внимание, любовь и поддержка… Предоставьте ему все это!
      НО при этом объясняйте, что Вы всегда рядом быть не можете, и всё всегда делать за него тоже не можете. Он должен сам о себе заботиться и помнить об уроках.
      Это долгая и сложная дорога, но она будет иметь хорошие результаты. Вот увидите!

      ПО поводу изменения СВОЕГО внутреннего отношения к предмету Вашего беспокойства — я как раз работаю над этой темой и она будет освещаться в рассылке.
      Подписывайтесь, не теряйте шанс измениться ! :)

      • Татьяна:

        Спасибо Вам большое за рекомендации. Будем стараться,хотя нам уже 10 лет,а все строим из себя маленького ребенка.Но все будет хорошо! Дорогу осилит идуший!!! Спасибо еще рез за Ваши советы!

  12. Катя:

    Но ведь бывают ситуации, когда ребенок действительно не может сделать уроки самостоятельно! Некоторые родители торопятся отдать ребенка в школу, хотя у него еще не сформировалась учебная мотивация, или интеллектуальная готовность к школе, или он отвлекается на уроке а потом не понимает, как выполнить домашнее задание.
    И тогда «выполнить домашнее задание самостоятельно» действительно оказывается задачей непосильной. Как тогда действовать родителям?

    • Князева:

      Учебная мотивация есть у каждого ребенка с рождения. Другое дело — куда она девается со временем.
      Если ребенка отдали в школу раньше его интеллектуальной готовности (а это можно понять через пару месяцев), то лучше — и для родителей и для ребенка — забрать его и отдать в школу на следующий год.
      Если это невозможно, по причине того, что ребенок уже как лет пять в школе, и вы за него все это время делаете уроки, то в этом случае попробуйте хотя бы начать мягко приводить его к мысли о самостоятельности. (см. комментарий выше)
      С каждой неделей постепенно уменьшайте количество заданий, которые Вы делаете вместе.

      • Катя:

        Собственно, я описала не свою ситуацию, а ситуацию многих своих клиентов. Ко мне обращаются мамаши первоклассников (как правило, мальчиков)- «нам говорили, чтобы мы подождали, но мы решили отдать, но ребенок не справляется с математикой, боремся с ним каждый вечер» Родители мальчиков боятся отдавать их в школу позднее, чтобы не оказаться перед ситуацией, когда ребенок сразу после школы попадает в армию.
        При этом ребенок с некоторыми предметами справляется неплохо — например, пишет достаточно хорошо, читать учится более-менее успешно…
        Если говорить о моей собственной ситуации, как родителя — помню, когда мой сын учился в первом классе, задания по английскому давали не детям, а родителям. В школе даже не предполагали, что ребенок способен самостоятельно это выполнить…

        • Князева:

          Армия -это «Система»,и к сожалению родителям приходится бороться с ней в одиночку. Кто-то отдает ребенка пораньше в школу и потом вместе делает уроки, а другие после школы ударяются в бега… Все это очень печально.
          И печально, что в школе до сих пор не знают как учить детей иностранным языкам

  13. Самостоятельность — как это важно! К сожалению, не все родители это понимают.

  14. Как её воспитывать эту самостоятельность? У меня сыну 6 лет, в садике наотрез отказывается рисовать, а дома и того хуже — карандаши в руки брать не хочет.И я уже переживаю, что в школе будут проблемы с домашними заданиями.
    И ещё как определить, что ребёнок просто требует себе внимания, или не хочет проявлять самостоятельность.Например до сих иногда просит одеть ему футболку, или покормить его.Всё это делает прекрасно, но всё равно иногда требует…Как тут быть?

    • Князева:

      Елена, у меня есть несколько предположений по поводу Вашего вопроса:
      -ребенку просто не интересно рисование
      -ребенок протестует против чего-то
      -ребенок уклоняется (смотрите цель «Уклонение»)
      -ребенок действительно требует внимания

      Причем, не забывайте, что все это может и сочетаться в одном ребенке, и еще зависеть от общей ситуации в семье, от его взаимоотношений с вами — родителями.

      Любой ребенок имеет врожденную самостоятельность.

      Если иногда просит одеть его или покормить — сделайте это с любовью, показывая, что он вам не безразличен, но понемногу стимулируйте, чтобы делал сам: в каждый следующий раз такой помощи пусть делает сам немножко больше.
      Иногда еще очень полезно поиграть — поменяться ролями с ребенком — когда ВЫ играете в ребенка (т.е. его), а он в вас (маму)- пусть одевает вас, кормит, умывает, итд — в общем делает все то, что вы делаете за него. Такая игра резко повышает его ответственность за Вас, а значит, самостоятельность.

      Елена, можем поговорить с Вами в живую по скайпу по данной проблеме (абсолютно бесплатно). Хоть моя специализация — больше отношения между мужем и женой — по детям также могу помочь.
      Или просто подписывайтесь на мою рассылку — там точно будут затрагиваться эти темы!

Свое дело в сетевом маркетинге
Start Up
Powered by WordPress | Персональный сайт Елены Князевой